ДУША, СВОБОДНАЯ ОТ ЭГО
Эгоизм – коварный и противный. Прилипает к человеку уже в детстве. Если ничего не делать, с годами может покалечить душу до неузнаваемости.
Мусульмане знают: жить надо не только для себя и своих интересов, ведь вокруг – целый мир.
Человек, занятый только собой, – неприятнейший тип, с которым трудно и ненадежно. Поэтому совсем не хочется примерять одёжку эгоиста на мусульманина. Тем более нам известно: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари, Муслим).
Однако признаем, что на деле большинству из нас трудно бывает соблюдать чужие интересы. Даже по мелочам: не лезть без очереди в кассу, уступить в автобусе место старушке, не парковать авто поперёк двора… Увы, человеческая натура несовершенна. Но Ислам воспитывает нас, помогает возвыситься душой. Веками доказано, что искреннее соблюдение Ислама приводит человека к кардинальным улучшениям. Настолько кардинальным, что даже эгоизм, и тот выворачивается «наизнанку».
Звучит парадоксально? А вы вспомните, как мы поступаем с тем, чем обладаем. Заботимся и бережём – отвечаем за сохранность. То есть чувство собственности вызывает ответственность. И ответственность тем сильнее, чем ценнее то, чем мы владеем.
По жизни самая большая ценность – наша душа. Мы рождаемся – она у нас кристально чистая. Умираем – она продолжает жить. Окажемся на Махшаре – за неё держать ответ. Как же мусульманин будет относиться к своей душе? Исключительно заботливо!
Как это делается?
Заботиться о душе нас призывает Коран. Он же указывает пути достижения этой цели, например: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающимся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу…» (сура «Ан-Ниса», аят 36).
Речь идёт, в первую очередь, о собственном благополучии человека. Ведь, поклоняясь Аллаху и ничему (никому), кроме Него, стремясь жить по Его Законам, мусульманин работает на сохранение своей души и облегчение своего отчёта в Судный день.
Но, как видно из аята, наряду с Единобожием, Ислам призывает мусульманина заботиться о других созданиях Аллаха, сопровождающих его по жизни. Искренний верующий не ощутит душевного спокойствия, пока не откликнется на этот призыв.
Поэтому он беспокоится о ближайшем окружении: «О вы, которые уверовали! Берегите себя и своих близких от Огня, растопкой для которого – люди и камни» (сура «Ат-Тахрим», аят 6).
А также стремится оградить окружающих от грехов и проступков: «Кто увидит дурное, пусть остановит его своей рукой. Если он не в силах сделать это, пусть остановит языком. Если он не в силах сделать и это, пусть не одобряет это своим сердцем. Это самая слабая степень веры» (ат-Тирмизи, Муслим).
Сюда же относится и забота о животных, растениях, окружающей среде и планете в целом: «Пользуйся ею с радостью, пока ты благодетель, а не разоритель; созидатель, а не разрушитель» (Али ибн Абу Талиб).
Эгоизм исчезает с нафсом…
Забота о своей душе у искренне верующего крепнет день ото дня. И хотя она (забота) может показаться эгоистичной, на самом деле, она совсем другой природы. Потому что серьёзное отношение муслима к своим поступкам, мыслям и словам – это внутренняя борьба с собой. А «…когда ученик с постоянством размышляет о том, что Бог предписывает ему как необходимое, он ведёт сражение с нафсом, пока тот, всё более утончаясь, не исчезнет…» Тогда свойства нафса преображаются «…в качества, свойственные совершенному человеку…»
А может ли быть присущ совершенному человеку мелкий эгоизм? Конечно, нет. Для него просто не остаётся места, т.к. мусульманин становится настолько великодушен, что начинает принимать близко к сердцу судьбу других творений Аллаха – родни, друзей, уммы, Вселенной! «Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая) от горячки».
Высота духа
Известно от Абу Саида ибн Аби-л-Хэйра, что «…нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделён от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага – шага от себя…»
Этот самый «шаг от себя», от своего нафса возможен при искреннем поклонении Аллаху и постоянном Его поминании. Тогда узость человеческого нафса отступает, и в противовес ему сердце приобретает мягкость и широту. Теперь оно может вместить в себя желание помочь своему окружению – ближнему и дальнему: от родного двора до мечети Аль-Акса, от пожилой одинокой соседки до обездоленных детей Газы...
Весь этот мир – творение Великого Аллаха – мусульманин действительно любит во Имя Всевышнего. И в награду получает Его Любовь: «Все живые существа, созданные Аллахом, испытывают нужду в своем Создателе. Поэтому Аллах больше всех любит тех, кто проявляет доброту к нуждающимся в Нём» (аль-Байхакий).
Посмотрите, как описывает подобную духовную высоту шейх Абул-Хасан Харакани: «…И я достиг той точки, где размышление преобразилось в мудрость, направившую меня по прямому пути, и в доброту по отношению ко всему сотворённому. Я не мог найти никого добрее себя среди Его созданий. Я хотел умереть вместо всех существ, чтобы смерть исчезла навеки. Я желал, чтобы Он осудил меня вместо всего творения, дабы никто не был судим в Судный день. И я хотел пожать всё возмездие, назначенное человечеству, чтобы никто и никогда не страдал в Аду…»
Гузель Ибрагимова, г. Москва
Assalam.ru